Маркировка продукции: новые правила и сроки

Российское правительство и профильные ведомства продолжают последовательно развивать систему маркировки товаров. В 2025–2026 годах производителей, импортёров и продавцов ждут новые требования, изменения сроков и финансовые нововведения, связанные с внедрением цифрового контроля за оборотом продукции.

Госпошлина за внесение данных в систему маркировки

Минфин России предложил ввести государственную пошлину за внесение сведений об обороте товаров в систему маркировки. Соответствующая норма закреплена в законопроекте № 1026190-8, который предусматривает внесение изменений в статью 333.33 Налогового кодекса РФ.

В настоящее время передача сведений в систему осуществляется без уплаты госпошлины. В случае принятия законопроекта с 1 января 2026 года за внесение данных в государственную информационную систему мониторинга оборота маркируемых товаров будет взиматься госпошлина в размере, который установит Правительство РФ.

Новые правила передачи данных по пиву и пивным напиткам

Росалкогольтабакконтроль сообщил, что с 1 января 2026 года изменится порядок направления сведений в ЕГАИС для организаций и ИП, занимающихся закупкой и продажей пива, сидра, пуаре и медовухи.

Теперь данные о списании продукции, подлежащей обязательной маркировке, не нужно будет направлять в ЕГАИС вручную — они будут автоматически поступать из государственной информационной системы маркировки (ГИС МТ). Если после 1 января 2026 года в ЕГАИС поступят заявки о фиксации таких данных, пользователи получат уведомления об отказе.

Расширение перечня маркируемой бакалейной продукции

Минпромторг РФ предложил включить в перечень обязательной маркировки дополнительные категории бакалейных товаров. Согласно проекту постановления, опубликованному на Едином портале НПА, с 1 марта 2026 года обязательная маркировка распространится на:

  • крупы, злаки, бобовые и иную продукцию мукомольно-крупяной промышленности;
  • картофель быстрого приготовления и зерновые продукты для завтрака;
  • мёд, продукты на его основе, продукцию пчеловодства и искусственный мёд.

Переход будет поэтапным:

  • с 1 мая 2026 года — маркировка макаронных изделий и пюре быстрого приготовления;
  • с 1 сентября 2026 года — маркировка мёда, мюсли, отрубей и смесей для выпечки;
  • с 1 ноября 2026 года — маркировка муки;
  • с 1 декабря 2026 года — маркировка круп и сухих супов.

Передавать сведения о продажах в систему маркировки потребуется с 1 ноября 2027 года, а поэкземплярный учёт продукции планируется внедрить с 1 мая 2029 года.

Маркировка оптоволоконной продукции

Минпромторг также разработал правила обязательной маркировки оптоволоконной продукции, завершая эксперимент, который проводится с 2023 года. Согласно проекту, с 1 марта 2026 года участники рынка должны зарегистрироваться в системе маркировки, а с 1 июня 2026 года — наносить средства идентификации при вводе продукции в оборот.

Сведения об оптовых продажах необходимо будет передавать в систему с 1 декабря 2026 года, о розничных продажах — с 1 марта 2027 года. При этом оборот немаркированной продукции разрешён до 1 декабря 2026 года.

Перенос сроков маркировки смазочных материалов

Ведомство также предложило продлить срок маркировки складских остатков смазочных материалов и автомобильных жидкостей на пять месяцев — до 31 марта 2026 года. Причина — значительные объёмы нереализованных остатков, которые компании не успевают промаркировать в установленный ранее срок до конца октября 2025 года.